Без права на забвение. К 80-летию освобождения Брагинщины от немецко-фашистских захватчиков

Ветераны 68-й отдельной танковой бригады с молодёжью Брагина возле памятника в честь танкистов

Я не люблю ни книг, ни фильмов о войне. Почему? Тема болезненная, тяжёлая – цепляет за живое. Но всё равно не могу, не имею права пропускать её, оставлять без внимания: читаю, слушаю, смотрю, изучаю, пишу. И понимаю: самое большое счастье – не испытывать на себе. Нам повезло родиться в мирное время. И узнать о героическом прошлом своего народа, суровых испытаниях, горьких потерях только из кинолент, литературы, рассказов очевидцев, архивных документов. Поэтому давайте будем благодарными потомками: встречая светлую для каждого брагинчанина дату, вспомним… Какой ценой завоёвана возможность мирно жить, работать, любить, радоваться детям и внукам.

На фронт!

 

На календаре – 22 июня 1941 года. Весть о том, что фашистская Германия напала на Советский Союз, была передана в Брагин и Комарин по телефону из областного комитета партии. И в тот же день местные жители, затаив дыхание, слушали выступление наркома иностранных дел страны Вячеслава Молотова, который объявил о начале войны. Началась мобилизация в Красную армию военно-обязанных 1905–1918 г.р. Сформированные маршевые батальоны и команды призывников отправлялись на сборные пункты Курской, Смоленской и Орловской областей. В сжатые сроки ушли сражаться с врагом более девяти тысяч граждан призывного возраста.

 

А мирное население тем временем спасало народное добро, чтобы оно не досталось оккупантам. Перед созданными в Брагинском и Комаринском районах чрезвычайными комиссиями стояла задача организовать эвакуацию в глубокий советский тыл материальных ценностей. В результате полностью было вывезено оборудование Малейковского и Иолченского крахмальных заводов, местных промартелей, сотни тракторов, много сырья, готовой промышленной и продовольственной продукции. Успели перегнать из двух районов на восток основную массу крупного рогатого скота, лошадей, овец и др. А артиллерийская канонада 23 августа уже гремела где-то за Хойниками.

 

От рук нелюдей в человеческом обличии

 

«Если мы хотим создать нашу великую германскую империю, мы должны прежде всего вытеснить и истребить славянские народы – русских, поляков, чехов, словаков, болгар, украинцев, белорусов. Нет никаких причин не сделать этого», – проповедовал взбесившийся, обезумевший Гитлер. И его маниакальное заявление легло в основу политики фашистского рейха на оккупированных территориях, в том числе Брагинщины и Комаринщины. Вместе с другими южными районами Полесской области они были включены в состав генерального округа «Житомир» рейхскомиссариата «Украина», созданного в августе 1941 года. В ранг были возведены массовый террор, грабёж, насилие, убийства… Всё – исходя из расовой теории нацистов.

 

Уже в сентябре сорок первого в Брагине начались массовые репрессии против мирного населения. И первый удар гитлеровцы нанесли по еврейским семьям и по партийно-советскому активу. Известно, что во дворе тогдашней белорусской школы было создано еврейское гетто, в котором удерживали свыше 600 человек, в том числе 156 детей в возрасте до 14 лет. Условия жизни – невыносимые: пищи почти не давали, окна были заколочены досками, здание охранялось усиленным конвоем.

 

Той жуткой осенью 1941-го и позже на грузовиках и подводах немцы завозили евреев, толпами гнали людей в Брагин из окольных деревень, с Комаринщины и Лоевщины, доставляли арестованных из Хойник и других мест. Хватали целыми семьями.

 

По указу шефа жандармерии Вильгельма Фридриха гетто ликвидировали 27 ноября 1941 года. Более 600 его узников расстреляли и закопали живьём в двух больших ямах в районе нынешней улицы Набережной. Позже их останки были перезахоронены на улице Песочной.

 

Хватали оккупанты и партийно-советских активистов, руководителей хозяйств, после уничтожения которых брались за их родных и близких. В Брагинском и Комаринском районах загубили как минимум 285 семей.

 

В долгом списке преступлений нацистов отдельное место занимает принудительный вывоз мирных людей на каторгу в Германию. Таким образом на чужбине оказались свыше 2000 жителей двух районов.

 

Не менее тяжёлыми и страшными для местного населения были 1942–1943 годы: дикая охота на евреев, которые пробовали спрятаться от гибели, выслеживание всех, кто хоть каким-то образом связан с партизанами, расстрелы, сожжение людей живыми, убийство детей. Как это было в Берёзках, Кирово, Лубениках, Микуличах, Рудне Журавлёвой, Савичах, отселённых Пирках, Велимове…

 

Чрезвычайная государственная комиссия СССР установила, что за годы оккупации в Брагинском районе от рук нацистов и их сообщников погибло более 8000 человек, включая 2709 женщин и 1085 детей. Только в одном Брагине члены комиссии насчитали 8 тысяч расстрелянных. Среди них 2400 женщин и 920 детей. В числе главных виновных массового геноцида названы начальник немецкой жандармерии старший лейтенант Брендер, вахмистр Битнер и др.

 

Участники освобождения Брагинщины в д. Новая Иолча

 

Поколению победителей – поклон

 

Сломать волю советских людей, их веру в победу над фашизмом не смогли даже самые жестокие репрессии врага. Уже с осени 1941 года, несмотря на жёсткий оккупационный режим, в Брагине и некоторых крупных деревнях (Савичах, Жердном, Нежихове, Асаревичах и др.) начали действовать подпольные организации. Из части их состава затем были созданы первые партизанские группы, которые в дальнейшем положили начало партизанским отрядам имени Котовского и имена Ворошилова. Задачи таких формирований – не допустить создания немцами в деревнях полицейских групп или уничтожение уже существующих, повреждение линий связи, подрыв мостов, предотвращение вывоза оккупантами награбленного у мирного населения, ведение агитационно-политической работы и др.

 

Многие подпольщики и партизаны погибли в борьбе с фашистскими захватчиками, прошли через зверские пытки и были расстреляны после доносов предателей. Те, кто выжил, соединились осенью 1943-го с частями Красной армии. Когда именно здесь, на нашей земле, был сделан первый шаг на большом пути к освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Сначала – 23 сентября сорок третьего – сбросил оковы оккупации Комарин, тогда ещё районный центр, а через два месяца, 23 ноября, свободно вздохнула вся Брагинщина.

 

За подвиги, проявленные при изгнании с территории родного края врага, звания Героя Советского Союза удостоены 398 воинов, тысячи отмечены орденами и медалями. Более трёх с половиной тысяч доблестных сыновей Отечества здесь упокоились. И теперь о них нам напоминают братские могилы с выбитыми на мемориальных плитах именами.

 

А после войны были другие подвиги. Когда восстанавливали искалеченную страну, строили дома и предприятия, растили детей, добивались трудовых успехов.

 

Мы помним, гордимся, дорожим и благодарим за мирное небо и спокойную жизнь. Низкий поклон тебе, славное поколение победителей!

 

Мы  помним…

 

23 ноября 1943 года шёл 885-й день войны. В освобождении Брагинского района участвовали 55-я и 356-я стрелковые дивизии 61-й армии, 68-я отдельная танковая бригада Белорусского фронта, партизанский отряд имени Котовского.

 

Валентина БЕЛЬЧЕНКО

 

Источник: Маяк Палесся