(function(w,d,s,l,i){w[l]=w[l]||[];w[l].push({'gtm.start': new Date().getTime(),event:'gtm.js'});var f=d.getElementsByTagName(s)[0], j=d.createElement(s),dl=l!='dataLayer'?'&l='+l:'';j.async=true;j.src= 'https://www.googletagmanager.com/gtm.js?id='+i+dl;f.parentNode.insertBefore(j,f); })(window,document,'script','dataLayer','GTM-KWF47B2'); 25 июля – День пожарной службы. На крепких плечах – ответственность за жизнь - Брагинское районное объединение профсоюзов

25 июля – День пожарной службы. На крепких плечах – ответственность за жизнь

Они всегда на страже. И в их профессии нет места страху. Работа в МЧС подразумевает опасность, риск и обязывает реагировать без промедления –мгновенно. Как только звучит сигнал тревоги, все буквально вскакивают в боёвки, затем – в пожарный автомобиль и спешат туда, где их ждут. Действия в такой момент выверены до автоматизма: решительные, слаженные, чёткие. Укротить огонь, организовать эвакуацию, извлечь пострадавших, оказать первую помощь – всё это под силу только самым смелым и отважным, стойким и выносливым, физически и морально подготовленным. Одним словом, профессионалам.

 

В прошлом году, кстати, пожарная служба нашей страны отметила солидный юбилей: 170 лет. Первые упоминания о ней на территории современной Беларуси встречаются в хрониках XIV века Великого Княжества Литовского: пожарная охрана имелась в городах с Магдебургским правом.

 

Официальным же днём рождения пожарной службы Беларуси считается 25 июля 1853 года, когда в Минске утвердили смету расходов на содержание пожарной части в составе 51 человека. Тогда организовали и первые части в Витебске, Могилёве, других белорусских городах. Их оснащение было скромным: бочка с водой, громоздкий ручной насос, верёвки, пара брандспойтов, лопаты, вёдра, багры, топоры. Но не одну жизнь спасли в те времена такие нехитрые приспособления.

 

Телефонная связь, понятно, появится позже, и сразу – у самых богатых и влиятельных людей. А тогда ситуацию в городе отслеживал дозорный, который находился на каланче высотой в несколько этажей, и если замечал подозрительный дым – бил в колокол.

 

На тушение огня пожарная часть выезжала в полном составе. Впереди – брандмейстер, который скакал на коне. На специальной повозке-линейке, запряжённой четвёркой лошадей, – основной состав. Следом – две деревянные бочки с водой, каждую из которых тащила пара лошадей, управляемая кучером и подручным. Ещё одна повозка везла ручную трубу, очередная – лестницы и катушки с рукавами. Последней в обозе была карета скорой помощи. Такой кавалькаде дорогу уступали все.

 

Прибыв на место, под громогласные команды брандмейстера пожарные разворачивали технику и бросались к пылающему зданию. Работали баграми, топорами, заливали пламя водой. Качать её ручным насосом порой приходилось часами подряд. А для хорошего напора требовались усилия десятка человек, поэтому, как правило, помогали местные жители и погорельцы. Воду всем миром таскали вёдрами из колодцев или рек.

 

Тушить пожар в те времена, бесспорно, было куда опаснее и сложнее: ни боёвки, ни противогаза, ни аппарата со сжатым воздухом. Защитить от дыма хоть как-то органы дыхания могли только… шикарные усы. Поэтому и случаи гибели пожарных были нередки.

 

В период, пока дозорный не видел дыма, тогдашние спасатели могли заниматься строевой и физической подготовкой. Они лазали по лестницам на каланчу, спускались по верёвкам и прыгали с высокого здания в страховочную сетку. При пожарных частях были и конюшни с лошадьми. В обязательном порядке – отработка быстрого выезда на огненное происшествие. А ещё – занятия, на которых изучали «Закон Божий», устав, знаки различия воинских чинов и даты тезоименитства царских особ.

 

Не лучшими временами стали 1920-е годы. После Гражданской войны не хватало лошадей, бездействовали водопроводы, большой недостаток был в людях. Пожарным приходилось не только бороться с огнём, но и заготавливать сено для лошадей, ремонтировать технику, восстанавливать телефонную связь.

 

В 1925 году московский завод «Автопромторг» выпустил первый пожарный автомобиль. За месяц таких машин произвели лишь 10, но это уже было большим достижением. Постепенно в части стали поступать автоцистерны, пожарные насосы и мотопомпы отечественного производства.

 

В 1926-м Народный комиссариат труда СССР присвоил профессии пожарного высшую категорию по степени вредности и опасности. Этот труд приравнивался к работе шахтёров, лётчиков и моряков-подводников. Пожарные части перевели на трёхсменное дежурство.

 

Во времена становления БССР потребовались квалифицированные специалисты, способные грамотно организовать и проводить работу по предупреждению и тушению пожаров на объектах народного хозяйства, в городах и на селе. Поэтому в Минске в октябре 1929 года открыли первые Всебелорусские четырёхмесячные пожарные курсы, куда было набрано 40 человек из фабрично-заводских пожарных дружин.

 

В годы Великой Отечественной войны огнеборцы защищали свою страну в рядах Красной армии и участвовали в партизанском движении. После вражеских авианалётов с применением зажигательных и фугасных бомб пылали целые города. Особая страница – героическая и трагическая – участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. В числе тех, кто покрыл себя славой, пожертвовав жизнью, наш земляк Василий Игнатенко. Героев будут помнить всегда.

 

Сегодня спасатель-пожарный – профессия универсальная. Такие люди без страха идут и в огонь, и в воду на помощь другим, а их самих оберегает надёжная защитная экипировка. На вооружении – целый арсенал спецсредств, современная техника. Высокая дисциплина, командный дух, умение справляться с большими нагрузками и стрессовыми ситуациями, готовность взять на себя ответственность – всё это есть и у коллектива Брагинского РОЧС. Несмотря на возраст, стаж и даже должность, гордость за профессию – то, что всех объединяет. А мы знаем: набрав 101 или 112, можем рассчитывать на помощь в трудную минуту.

 

Цифры и факты из прошлого

  • В конце 1933 года в Брагине существовала городская пожарная команда НКВД СССР. Структура её в чём-то была схожей с нынешней, приоритет отдавался боевой работе. В штате не было работников по предупреждению пожаров.
  • Численность команды колебалась в пределах 25–40 человек. В том числе были секретарь-делопроизводитель, связист и техник. Тушением пожаров занимался личный состав, несущий службу в караулах, каждый из которых включал начальника и 4–5 бойцов. Размещалась Брагинская ГПК НКВД в деревянном здании по улице Советской. До момента сноса в 1989 году оно сохранило первоначальный облик и предназначение всех помещений.
  • В 1948 году в штат Брагинского РОВД вводится должность государственного пожарного инспектора. Первым таким аттестованным сотрудником становится Иван Алексеевич Волосатов. В должности начальника госпожнадзора РОВД он работал до 1973 года.
  • Начало 50-х: на вооружение Брагинской ГПК поступает первая автоцистерна ПМГ-36, которая базировалась на шасси ГАЗ-51.
  • В 1966 году ГПК переименовывается в профессиональную пожарную команду г.п. Брагина, а через год организуется профессиональная пожарная часть.
  • Для управления в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, обеспечения пожарной безопасности на территории района в Брагине в сентябре 1986 года образовывается военизированная пожарная охрана МВД СССР.
  • Пожарный аварийно-спасательный отряд г.п. Брагина реорганизован в Брагинский районный отдел по чрезвычайным ситуациям во исполнение указа Президента от 19 января 1999 года, утвердившего Положение о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

 

Валентина БЕЛЬЧЕНКО

 

Источник: Маяк Палесся